Разъяснения
о подходах к организации горячего питания в образовательных организациях, переведенных на дистанционное обучение ввиду санитарно-эпидемиологической ситуации
В соответствии с Федеральным законом от 1 марта 2020 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 47-ФЗ) обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Указанное положение интегрировано в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2.1. ст. 37), в развитие которого издано постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 г. № 900, утверждающее правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных организациях), в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее – Правила, Субсидии).
Кроме того, вопросы организации питания детей регулируются Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ, в том числе статьей 25.2. «Организация питания детей в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления» данного федерального закона.
При анализе указанных положений законодательства следует обратить внимание, что нормы об обеспечении обучающихся в начальной школе бесплатным горячим питанием интегрированы не в законодательство о социальной защите граждан, а именно в законодательство об образовании. Таким образом установлены нормы для организации бесплатного горячего питания, которые должны быть обеспечены общеобразовательными организациями и их учредителями непосредственно в образовательной организации, т.е. для тех обучающихся 1-4 классов, которые непосредственно находятся в школе.
Исходя из этого подхода Правилами в том числе предусмотрено, что расчет Субсидий базируется исключительно на количестве учебных дней в году для обучающихся 1-х – 4-х классов с учетом организации занятий в режимах 6-дневной и 5-дневной учебной недели. Таким образом, в расчет субсидии на горячее питание не входят периоды выходных и праздничных дней, а также каникулярные периоды.
В этой связи в случаях полного или частичного перевода обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций на карантин и/или дистанционный формат обучения, введения дополнительных каникулярных периодов с целью профилактики случаев заболевания обучающихся новой коронавирусной инфекцией и иными инфекционными и вирусными заболеваниями, не подразумевающих посещение обучающимися 1 – 4 классов образовательной организации, обеспечение организации бесплатного горячего питания за счет средств Субсидии не осуществляется, поскольку дети не находятся в образовательной организации.
Применение иных подходов к организации мероприятий, реализуемых с использованием средств Субсидии, по мнению Минпросвещения России, противоречит целеполаганию предоставления бесплатного горячего питания непосредственно в образовательной организации, а также не позволяет обеспечить контроль за целевым характером использования средств Субсидии, т.е. гарантировать направление соответствующих средств федерального бюджета именно на организацию горячего здорового питания обучающихся 1 – 4 классов (содержащего сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов, соответствующих требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, МР 2.4.0179-20 и др.).
Изложенные выше ограничения использования средств Субсидии не исключают возможностей реализации субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями мероприятий, предусматривающих иные формы организации питания (выдачу сухих пайков, продуктовых наборов и т.п.) для переведенных на дистанционное обучение или карантин обучающихся 1-4 классов за счет средств консолидированных региональных бюджетов.
|